nut

Рассказать друзьям!

Дизайн в России

Недавно прочитала любопытную статью о формировании дизайн проекта в России и США. Роман Елизаров, учредитель творческой мастерской «АтОлл» описывал свою поездку в Америку и свои наблюдения за тенденциями подачи дизайна за границей и у нас.

«Дизайнеры и в США, и в России, да и во всем мире так или иначе развиваются от новой информации из внешней среды – с выставок, из магазинов, из журналов, из архитектурных памятников истории и культуры, наконец! (…)»

Это действительно так, у нас проводят многочисленные «слеты» дизайн богемы, так в чем же тогда проблема русского дизайна? 

«(…)В США Архитектура и дизайн интерьера представлены следующими блоками: лицензированные архитекторы (архитектурные дизайнеры), коммерческие дизайнеры (работа прежде всего с коммерческой недвижимостью), дизайнеры интерьера, декораторы. Чтобы начать работать дизайнером интерьера, необходимо получить специальное высшее образование. (…) Для получения степени бакалавра, нужно пройти обучение в течении 4 лет в университете (также степень бакалавра можно получить, обучаясь в специализированных дизайнерских школах или колледжах). Полученные дипломы и сертификаты дают начальную ступень в дизайне, то есть человек с такой степенью может рассчитывать на работу в качестве помощника дизайнера интерьера и имеет возможность участвовать в дальнейшей подготовке для получения лицензии. (…) Итак, после того как человек отработал в качестве помощника дизайнера, необходимо сдать экзамены. Но для сдачи экзаменов необходимо иметь не менее шести лет совместного образования и работы в сфере дизайна интерьера. Как только кандидаты сдают экзамен, они получают звание (в зависимости от штата) сертифицированного или лицензированного дизайнера интерьера. Но кроме того, чтобы получить лицензию, ее необходимо еще и сохранить! В семинарах, дополнительных курсах и т.д. В разных штатах является обязательной для того, чтобы работать».

610x795_Quality97_650x848_Quality97_ad_CHICAGO-16_-copy

Прихожая квартиры в Чикаго

610x895_Quality97_650x954_Quality97_ad_Lille-7_

Для примера размещаю здесь прекрасные образцы работ Жан-Луи Денио. На этой фото его собственная столовая в квартире в Париже. 

Просто для сравнения взять наших «дизайнеров». Я ни в коем случае не хочу утверждать. Что у нас все бездарности и найти в России хорошего дизайнера нельзя. Нет. Но схемы работы просто кардинально отличаются друг от друга. Если в США дизайнер, сродни доктору, обязан подтверждать свою квалификацию и профпригодность, пожизненно, то у нас нет даже первоначального этапа отсеивания на эту самую профпригодность, а как следствие – нет профессионализма, а далее – нет доверия к нашим «профессионалам». Автор статьи далее описывает манеру подачи проекта американским дизайнером и это, в свою очередь, еще одно грандиозное отличие. Вообще существует несколько вариантов оплаты работы дизайнера:

«1. Дизайнер проводит консультацию, во время которой определяется общий бюджет проекта. Заключается соглашение о размере процентной надбавки. Как правило это от 20 до 50 процентов от стоимости товара, приобретенного у оптового поставщика.
2. Утвержденный бюджет включает фиксированную оплату дизайна, материалов, поставщиков и любых подрядчиков (…) Порядок работы выглядит следующим образом:
1) Дизайнер проводит консультацию с клиентом, изучает то, как и где живет клиент, что планирует сделать в своем жилье или офисе
2) Определяется общий бюджет проекта;
3) Заключается соглашение об общей цене за все виды услуг и и товаров, приобретенных у оптового поставщика;
4) Утвержденный бюджет включает в себя оплату дизайна, материалов, поставщиков и любых подрядчиков (или только дизайн).»
Есть и еще вариант оплаты работы дизайнера:
«(…) соединение первого и второго вариантов. В данном варианте заключается договор с фиксированной ставкой за дизайн интерьера, а так же после разработки дизайн-проекта клиент оплачивает каждый час подбора материалов (дизайнер посещает магазины или шоу-румы вместе с клиентами) (…)»

AxorNYC_7

 Выставочный зал на Манхэттене — Axor

0_d42c5_9297f111_orig

Шоу-рум компании QUARTZFORMS

Sarkıt uygulama.

 Шоу-рум VITRINA в Москве

В Российском варианте это называется авторский (или архитектурный) надзор и оплачивается так же, по отдельному прейскуранту.

«(…) Один бизнесмен из Чикаго (…) описывает процесс оплат и работы по третьему варианту следующим образом: «Я заключил договор на дизайн интерьера двухкомнатной квартиры в Чикаго и заплатил фиксированную цену 10 тысяч долларов США, но затем оплачивал работу дизайнера по подбору материалов и мебели по ставке 350 долларов США за один час».

6155612f81

Квартира в Нью-Йорке

Интересный момент заключается в том, что в США нет дизайнеров-на-все-руки, которые и дом построят, и гостиницу запроектируют и дизайн интерьера нарисуют. У них идет крайне узкопрофильная система направленности дизайнерской работы.
«(…)Это не принято, так как четкая специализация в Америке – признак профессионализма. Здесь рынок высококонкурентен, и четкая ниша только помогает реализовать себя в наилучшем виде.»
Конечно крупные дизайн-фирмы, точно так же как и у нас могут быть разнопрофильными, но по факту это просто большое одеяло, накрывающее все тех же специалистов узкой направленности.
«Процесс создания проекта дизайна в США очень интересен! Так, первый этап – это этап консультаций и согласования цены. В США дизайнеры работают неспешно: сначала 2-3 недели проходит, пока они сделают замеры на объекте и проведут консультации с клиентом (…) чем живет данный клиент, в каком интерьере он обитал ранее, о чем говорит – по сути дела, готовят психологический портрет клиента, как детективы!), затем еще 2 недели уходят на подготовку предложения по стоимости (этим занимаются отдельные люди – не дизайнеры) и лишь потом происходит заключение договора. Если сравнивать с Россией, то такой процесс абсолютно не подходит соотечественникам: ведь у нас принято, чтобы все было сделано очень быстро, и чем больше платит клиент, тем быстрее все должно быть организовано. Я про качество и не говорю.
Первый этап условно назовем SKETCH (набросок). Дизайн-студия делает наброски будущего интерьера с разбивкой по помещениям. Конечно тут есть четкая планировка, которая рисуется в AutoCAD или схожим программах, но бывают и чертежи от руки. Ни о какой 3D-визуализации, о рендерах речь не идет! Они даже не знают как это делать, так как 3D – это удел архитекторов, а не дизайнеров интерьера (…) В реальной практике 3D-визуализация клиентам в США не нужна – нужны идеи и талант дизайнера, а о результате они заранее не беспокоятся, так как верят, что получат отличный результат. Ну, и второй этап – это финишный проект, в котром все наброски делаются от руки, а так же представлена четкая спецификация по материалам, мебели, предметам интерьера по каждому помещению. И дизайнер продолжает работу, подбирая данные материалы и предметы интерьера для конкретного клиента и получая соответствующую оплату».

IMG_4237_2

Набросок зала в частном жилом доме

IMG_4238_2я

Зарисовка детской комнаты для мальчика

«Есть и еще одна большая разница: в России клиент ищет в дизайнере помощника по оптимизации бюджета затрат на ремонт и обстановку своего жилища (то есть главным является принцип оптимизации, сокращения расходов!), а в США работает другой подход (…) главное здесь – чтобы интерьер был абсолютно уникальным. И, соответственно, бюджет закладывается весьма значительный. Думаю. Что есть и «оптимизаторы» в США, но больше похоже, что в случае, когда клиент хочет сэкономить, ему проще прийти в магазин среднего класса, где работающие начинающие дизайнеры подберут все самое необходимое или за отдельную плату проведут небольшой ликбез по дизайну конкретных помещений.»
Наши люди стремятся получить недорого, красиво и быстро, не задумываясь о последствиях такой работы. Мало того, что интерьер получается не привязанным к хозяину, так он еще и собирается из того, что есть на рынках класса эконом. Я не спорю, что не всегда нужно прибегать именно к баснословно дорогим материалам (на самом Европейский подход тоже не сильно ценит дороговизну), но если вы действительно хотите получить эксклюзив, то будьте добры представлять, куда это вас заведет.

David_Collins_Studio_02 bangkok-apartment-david-collins-08cn_image.size.ad100-david-collins-studio-room-h670

Безумно нежные, но при этом графичные и стильные интерьерные решения от Дэвида Коллинза

Автор статьи пишет, что порой, дизайнеры занимаются работой по одному объекту годами, т.к. речь идет о полной реализации проекта под ключ, после чего делаются снимки профессиональными фотографами.
«Что у нас? Наверное, все еще впереди! В России пока что о полном взаимном доверии и реализации «под ключ» проектов дизайна интерьера говорить не приходится. Конечно, такие случаи имеют место быть, но больше они похожи на исключение из правила (…) у нас все частенько упирается в кропотливый и низкооплачиваемый труд по созданию 3D-визуализаций».

Что ж. Подводя итог, я бы хотела отметить, что в большинстве своем наш рынок дизайнерских услуг переполнен непрофессиональными людьми. Людьми, которые занимаются этим как хобби, которые поняли, что вот оно — истинное призвание и подчастую, начинают работу с выбора цвета стеночек. Пространственный дизайн не менее важен, чем декорирование помещения, т.к. изначально вам нужно решить ваше пространство вокруг, чтоб уже к функциональности привязывать красоту.
Хотелось бы, чтоб человек, пригласивший тебя в свой дом и доверивший творить интерьер его дома, осознавал, что он сознательно выбрал именно твою работу, не привязываясь к деньгам или качеству 3D графики.

Я прекрасно понимаю, что невозможно поменять российского клиента за пять минут, но конечно хочется верить в чудо. К тому же, если учитывать какие интересные и талантливые решения в дизайне интерьеров создаются нашими российскими дизайнерами, ни смотря, ни на что, во мне остается в светлое будущее и в дизайн интерьера в России.
Использована статья «Дизайн интерьера в России и в США: сравнительный анализ».

comments powered by HyperComments