минипик

Дизайн среды — совершенно новый вид архитектурно-проектной деятельности комплексно воздействующий на человека

Дизайн среды стал считаться самостоятельным видом в проектной деятельности с середины прошлого века. С тех пор он занял особое место в данной культуре. Дизайн среды обладает особенностью, которая заключается в самом понятие «среда». Это понятие является смысловым ядром в соответствующем виде искусства. «Среда» включает в себя художественное и практическое содержание. Соответственно, сам человек имеет прямое отношение к термину «среда». Дизайн среды, а точнее его основное понятие, обладает глобальным характером, благодаря которому содержание современного искусствоведения во многом изменилось. Всё что имеет не только образное начало, но и прикладной характер, также можно считать дизайном. Существует архитектурный, графический, промышленный и множество других дизайнов. В современном мире для человека в дизайне важна не только практичность и красота, но и гармония со всем вокруг. До появления дизайна среды с этой задачей пыталась справиться архитектура. Она основывалась, как правило, то ли на эскизы зодчего, то ли на традиционные формы оборудования и архитектурного декора. К архитектуре было привязано множество вещей, которые сливались в один облик приобретая тем самым особый стиль соответствующего времени. Эмоциональное ожидания, а у каждого они индивидуальные, проявлялись благодаря зрительной согласованности всех слагаемых пространств. Всё вместе, создавало атмосферу полной гармонии материального и духовного мира «потребителя». В первую очередь, архитектура создает пространственные ощущения, которые возникают при восприятии «пустот». В настоящее время, сама по себе архитектура не справляется с современными задачами, т.к. очень быстро меняются цели и возможности для формирования новых пространственных ощущений. Зодчие с трудом выполняют свою основную работу, а тут еще в дополнение ко всему, нужно художественно оформлять остальные компоненты проектированного пространства. И потому, нововведённые нашим временем задачи, автоматически перешли к новому виду проектной деятельности, которым является дизайн среды. Существуют архитекторы — дизайнеры совершенно разных направлений. Одни из них занимаются проектированием предметного оснащения, другие — системами декоративно – графического решения, следующие являются профессионалами создания пространственной ситуации. Дизайн среды смог сгруппировать достижения всех этих дизайнеров в единую функционально-художественную целостность, и стать ареной работ по синтезу искусств. Неудивительно, что в художественном проектировании именно дизайн среды является завершающим звеном.

Замена архитектурного творчества на дизайн среды

В период XIX – XX веков происходило общее создание линии «массового интерьера», которое соответствовало тому времени. Актуальной темой было становление среднего класса населения «массовым заказчиком», а значит «преображение» квартир, кафе, офисов, магазинов. От прикладного искусства последовал широкий выпуск серийной мебели, а также посуды. Появился новый стиль «Ар Нуво», который выделялся своими способами выразительности и эстетическими ориентирами. Активно создаются работы лучшими мастерами в разных странах, но с одной отличительной чертой – абсолютное стилевое единство архитектурной основы и вещного наполнения. Например, «чайные комнаты» в Англии созданные Ч.Макинтошем или особняки в России построенные Ф.Шехтелем, являются подтверждением абсолютного стилевого единства, от великого до малого. Салоны автомобилей и купе поездов сделанные по одному образцу для массового производства, появляются в это же время и производят фурор своим качеством. Архитекторы 1920- 1940-х годов сохраняют принцип единства, но меняют стилистику. Такие архитекторы, как М. ван дер Роэ, В.Гропиус, Ле Корбюзье , Эль Лисицкий и В. Татлин, превращают обнаженность и лаконизм новых конструкций в эстетический принцип. Эти изменения спровоцировали рождение нового восприятия масштаба и масштабности в среде. Тектонику целого и детали стали понимать по-другому. Интерьеры помещений теперь заполнялись вещами высокого качества массового изготовления, а не штучного как ранее. Этот, достаточно сухой рационализм, который отличался особой элегантностью, смог завоевать мировой рынок, но не всеобщее признание публики. И это естественно, ведь общество хотело разнообразия, из которого можно было бы выбирать. В 1960-х годах общество было услышано архитекторами, которые пришли «к власти». Новыми героями архитектуры того времени стали Р.Вентури, Ф.Гери и Ф.Л. Райт.В связи с тем, что во второй половине XX века промышленный дизайн окончательно стал считаться самостоятельным видом искусства, начал укреплять свою позицию дизайн среды. Основываясь на реальном опыте настоящего проектирования, начала формироваться определенная теория, берущая своё начало в работах А. Пулоса, Т.Мальдонадо, Л. Кана, А. Иконникова. В проектной практике, которая находилась всегда в поиске образов среды современного стиля, данная теория участвовала в множестве экспериментов, что сопутствовало её развитию. Кроме того, что дизайн среды в орбиту художественного осмысления включает любые формы нашего окружения, ещё и шире оказались его эстетические цели. Теперь главной задачей проектировщиков было не только достижение художественного образа, но и необходимость создания удобства, комфортного эмоциональные ощущении, а также решение экологических и эргономических задач имеющих большое значение для человека.

В 70-х годах прошлого века множество архитекторов и художников начали задумываться и предполагать, как будет выглядеть будущее, а именно его среда обитания. В чертежах и макетах того времени можно встретить фантастические конструкции, которые шокировали общество своими особенностями. Примером таких особенностей являются движущиеся города, компьютерная визуализация ирреальности группы «Хаусруккер» и т.д. В те года активно проводились престижные конкурсы, которые также повлияли на становление новых образов среды. Архитекторы-дизайнеры стали активно внедрять в практику экстравагантные черты, что никак не влияло на рациональность, но придавало значительную «пестрость», что было нехарактерно для обликов прошлых эпох.В наше же время, мы можем наблюдать «жизнь» сразу нескольких стилей разных эпох, которые одновременно совершенно противоречат друг-другу и тут же активно взаимодействуют, тем самым подталкивая человека создавать новые идеалы. Это говорит о том, что дизайн среды обладает безграничными возможностями умело привлекая в орбиту художественного освоения самые разнообразные явления жизнеустройства, указывая на единство фундаментальных принципов формирования даже самых разных по облику объектов среды.

Пять структур феномена «среда»

Содержание и свойства такого явления, как дизайн среды, определяют пять структур порождающие друг друга. Функциональное содержание объектов среды является первой такой структурой, которая диктует набор будущих потребностей. Следом формируется объемно — пространственная база, которая определяет места для реализации этих потребностей. Без технологических условий в этих местах, также не обойтись, что указывает на еще одну самостоятельную подсистему. Визуальная организация – сочетание форм, цвета, размеров и всего остального, является одной из структур феномена «среда». Все слагаемые данной подсистемы могут бесконечно модифицироваться, но в конечном итоге образовывают единственную комбинацию. И последней подсистемой является не что иное, как восприятие среды человеком.

Дизайн среды

Она является самой непредсказуемой в своих проявлениях, т.к. множество факторов влияют на то, как человек воспринимает всё вокруг. Влияют и личные особенности, и настроение, и воспитание, и конечно же эмоциональное ощущение от оцениваемой «среды».Все структуры совместно работают и воспринимаются потребителем как единое целое. И в том случае, если одна из подсистем будет не полностью реализована, то это не нарушит законов строения и восприятия среды.

Свойства характеризующие дизайн среды

Рассмотрим наиболее важные свойства, которые характеризуют дизайн среды. Целостность – основное свойство среды. Данное свойство позволяет назначать главной любую из подсистем во время проектирования, что дает ей возможность распределить функциональные обязанности между другими структурами, которые ей подчиняются. Отличительной чертой среды является и её комплексность воздействия на человека. Третьем, не менее важным свойством среды, является динамичность, которая определяет окончательное взаимодействие между собой постоянно меняющихся подсистем. Существует такое понятие, как представление о композиции, которое очень тесно связано с дизайнерской деятельностью. Каждая структура среды поддаётся проектной разработке, что говорит о способности каждой к целенаправленному соподчинению частей и целого, другими словами — им всем свойственно композиционное начало. Композиция задает основной смысл процессу проектирования, давая ответы на прагматические запросы, а также наполняя среду эстетическим содержанием. Оценивая работу дизайнера мы учитываем именно эстетическое качество, т.к. воспринимаем только целостность среды, где совмещается красота и польза. Рассмотреть дизайн среды следует и с более приземленной стороны, например затронув его строение. Особенности работ дизайнеров можно понять рассмотрев содержание конструкции такого феномена как «среда». Одной из особенностей среды, о которой не стоит забывать, является то что один и тот же её компонент может рассматриваться, и как объект, и как условие, и как конечный продукт. Всё зависит от конкретного случая в который попадает это слагаемое. Чтобы было проще, все компоненты среды условно делят на три группы. Каждая группа отвечает на соответствующий вопрос из чего состоит та или иная среда, для чего возникла, из-за чего имеет такой вид. Первая группа – это материально-физические объекты и явления. Они складываются из элементов и процессов, которые поддаются измерению, а также подсчету. К первой группе относятся природные компоненты и пространственная основы среды, также микроклиматические условия и инженерное оборудование, предметное наполнение среды и функционально технологическое оборудование и конечно же эпизодическое заполнение пространственной основы. Вторая группа — это факторы, которые формируют среду. К этой группе относят предназначение, динамический потенциал, значимость, эффективность и гармоничность среды. Третья группа – это обстоятельства процессов проектирования. Обстоятельства делятся на те которые образуют «контекст» для дизайна среды и на «субъективные» обстоятельства. Архитекторы-дизайнеры всегда контролируют все ли условия они учли в своей работе и потому, они хорошо знают систему «реальных» и «условных» компонентов проектирования. Дизайн среды полностью отрицает использование догматизма. Произвольное взаимодействие красоты и пользы, личного и общественного также категорически запрещается. Главный смысл, который закладывает в себя дизайн среды, заключается в равноправном применение прагматического и эстетического начал в произведениях. Порой даже бывает, что приоритет отдается эстетическому началу, т.е. субъективному нежели общественно необходимому. Чтобы потребитель мог положительно воспринимать предложенную среду, в творчестве архитектора – дизайнера всё должно быть очень органично.

Типологическая классификация средовых объектов

Типология форм и видов среды — особый раздел в теории проектирования, который помогает мастерам определить порядок приоритетов в системе. Она сравнивает между собой признаки функционирования объектов среды и её систем. Нет абсолютной типологической системы, которая бы могла описать реальный мир. Одними и теми же явлениями могут образовываться множество различных типологических рядов. Всё зависит от критериев их классификации. Что бы было удобнее, в типологии определили несколько главных критериев. Типология классификаций объектов среды выполняет одновременно несколько задач описывает строение объектов, определяет возможности их проектирования, иллюстрирует эти варианты, подсказывает какой именно дизайнер подойдет для создания той или иной сред. Последнее, и является главной задачей, т.к. у каждого дизайнера своя специфика профессиональной деятельности и очень важно найти нужного. Процесс проектирования объектов среды подчиняется всегда одним и тем же закономерностям, и имеет определенную последовательность. Архитектор — дизайнер уделяет большое внимание пред проектному анализу. На начальной стадии он формулирует задачи проекта и сразу же пути их решения. Изначально, мастер ищет основу для создания чего-то нового, разрабатывает концепции дизайна, которые не являются на данном этапе проектом. Также, большое значение проектировщик должен придать прогнозированию последствий, к которым может привести реализация собственных предложений. Существует два основных направления в работе дизайнера, которые влияют на творческий поиск композиция и гармонизация. Мастер создает основу произведения и тут же параллельно совершенствует её.

Адаптация среды

Когда потребитель участвует в функционально — эстетическом освоении среды, то это и является процессом становления и эксплуатации объектов. В конструкцию среды изначально закладываются резервы, которые предотвращают нанесение ущерба общему эстетическому виду конструкции. Собственную теоретическую базу, которую бы утвердили профессионалы и признало общество, дизайн среды еще не выработал. Он находится в постоянном поиске пытаясь приспосабливаться к достаточно частым изменениям современного мира. Изменения в мировоззрение человека, как и материально – физические перемены в его образе жизни, оказывают влияние на стремительное развитие дизайна среды, которое не боится экспериментировать.

Теория дизайна современности – это развивающийся процесс направленный на изучение взаимодействия человека со средой в постоянно меняющейся современности. На сегодняшний день, предметно-пространственная целостность среды является более важной, чем художественная особенность отдельно каждого компонента. Целью дизайна среды является создание условий для тех, кто сможет принять участие в формировании художественных качеств среды.

Дизайн среды содержит свой философский смысл, который заключается в формировании у каждого человека творческого отношения к реальности.